История открытия
Начало
В 2014 году Смоленский краевед Захаров Евгений Николаевич в одном из карьеров по добыче ПГС в Смоленской области на глубине 6 метров нашёл камни со следами обработки человеком.
И вот, что об этом рассказывает сам Евгений Николаевич:

«Помимо увлечения археологией, всю свою сознательную жизнь я занимаюсь рисованием и мануальным мастерством и у меня выработалась стойкая привычка, глядя на работы других мастеров анализировать, как и для чего мастер сделал тот или иной элемент. И когда на глубине, я нашёл камни с явными следами обработки, служившие древним людям инструментами, я также начал их изучать, для чего и почему сделан тот или иной скол.

Сразу бросилось в глаза количество не функциональных линий и сколов, значение которых, я долго не мог определить. Пока однажды, волей случая, один из камней в коробке не блеснул своими гранями в свете настольной лампы и о чудо! Как он похож на мамонта! С этого случая и началось моё долгое и кропотливое изучение, а так же сбор доказательств.

Не всё оказалось гладким и с признанием этого открытия. Многие археологи до сих пор отказываются признавать факт такой осмысленной обработки древних орудий, в основном это люди далёкие от изобразительного искусства и мануального мастерства и свято верующие, что человек в ту пору, был кровожадной и глупой обезьяной.

История человечества на всех этапах его развития, изобилует примерами заблуждений учёных различных направлений и сегодняшний день не исключение. Так, современные археологи и историки абсолютно не разделяют быт культур переживших, страшнейшие катаклизмы после ледникового периода и быт цивилизации процветавшей в доледниковом периоде. А ведь это всё равно, что например, не видеть разницы между Египетским царством времён Эхнатона и Египтом времён Османской империи. Но лично я не сомневаюсь, что, как и тогда, так и сегодня, истина, всё равно победит.»

Почему же так долго эти камни валялись у нас под ногами, а мы не могли их разглядеть?

Основной причиной является композиционная сложность и необычная стилизация изображений. Так, например: Животное изображено не схематично, как мы привыкли видеть в наскальных рисунках, а в живописной позе, да ещё и в процессе поедания другого существа. Художники этой культуры, как современные фотографы искали необычные сюжеты. Так же под сюжет, выбиралась и фактура камня близкая по цвету, иногда различные окаменелости тоже использовались в композиции.

Оригинальность стилизации заключается в том, что художники не утруждали себя прорисовкой всех деталей тела животного, а акцентировали внимание на самых узнаваемых частях, по которым и можно отличить одно животное от другого. Таких, как голова, лапа с когтями или копыто, хвост, рога и уши.

Причём эти элементы могут быть разбросаны по разным сторонам камня и не совсем симметрично, а что бы понять смысл нужно камень поворачивать, одновременно удерживая в голове всю композицию. Из за этого не все изображения особенно многомерные, т.е. переходящие с одной грани на другую, можно передать фотографией. А вот в темноте при свете костра или фонарика при медленном поворачивании видны все мельчайшие детали.

Ещё одной причиной «не видения» изображений считается, притуплённость нашего сегодняшнего взгляда обилием геометрических форм, чётких контрастных линий и ярких цветов нас окружающих, которые на наше зрение воздействуют, как и усилители вкуса на язык, после которых он практически не чувствует вкусовых оттенков в натуральной пище. А ведь в природе нет прямых линий и все животные маскируются в окружающем ландшафте и уметь в нём «выхватить» глазами незначительный фрагмент тела виднеющийся из листвы, быстро дорисовать в мозгу недостающие линии и определить хищник это или добыча, было для человека того периода вопросом выживания. По этому, то, что для нас сегодняшних сложно, тогда для него было обыденно просто. Плюс, видовой состав животных в тот период был не соизмеримо больше чем современный и по этому, встречая очертания «диковинных зверей» нам могло казаться, что это плод нашего воображения.

В действительности же, стандартного археологического образования оказалось недостаточно для расшифровки древних изображений раннего и среднего палеолита. Так как помимо знаний о культуре и искусстве палеолита, необходимо знание художественного и мануального ремесла.

В 2016 году инициативной группой под руководством Е.Н. Захарова на собственные средства был создан центр по изучению камнеписи.

Камнепись – это многомерные изображения на камнях различных размеров, сцен из жизни человека и животных, сделанных каменными инструментами с использованием естественной текстуры камня и служившие древним людям для сохранения и передачи информации.
Основы экспертизы и принцип создания камнеписи.
Исследователи смоделировали один из поводов и принцип создания камнеписи.

Например, человек в походе натолкнулся на опасное животное, которого раньше не видел. По пути домой, он находит похожий цветом, на этого зверя песок и минералы. Создаёт каменную смесь, секрет которой, нашей цивилизацией утрачен. Затем, он предаёт ему грубые геометрические очертания или форму инструмента (существует зависимость между размером, геометрической формой и назначением инструментов), прорисовывает важные отличительные детали, такие как голова, форма ушей, глаз, лап с когтями и хвост.

Для обработки камня могло использоваться несколько разных камней – инструментов.

Поза животного вписывается в форму всего камня, если нужно показать его размер, можно его изобразить поедающим более узнаваемоё животное. Но всегда применяется принцип минимально используемой обработки и максимально естественной красоты камня. После этого камень можно отшлифовать весь или частично. Почти всегда нижняя сторона камня, на которой он и будет стоять выравнивалась. Этот приём, позволяет достаточно быстро понять, с какого ракурса нужно рассматривать изображение.

Затем камень высушивался на солнце или обжигался в огне приобретая твёрдость. С помощью такого камня, можно рассказать соплеменникам об опасности, дать название этому зверю или учить детей. Камень, впоследствии, можно использовать, как инструмент. Что обычно и происходило, так как на них видны и рабочие грани.

Чтобы стать экспертом в этом виде искусства нужно обладать следующими видами навыков.

  1. Нужно разбираться в обработке материалов желательно камня, так как прежде чем изучать изображение нужно понять обработан ли, этот камень человеком или получил свои сколы, например, при падении с горы. Это сложный навык, потому что, необходимо уметь пользоваться различными резцами, и пользоваться ими на разных материалах, что бы понимать, как выглядят скалываемые ими грани.
«Птица». Какими изящными «мазками» проработаны её перья на крыле. Поскольку изображения многомерны и хорошо видны только при медленном поворачивании на контрасте света и тени, для передачи их фотографией приходится использовать компьютерную графику.

Так же нужно хорошо понимать, как меняется вид поверхности материала при разных видах обработки, таких например, как шлифовка, полировка или истирание граней в процессе выработки.

Пример камней одинаковой структуры, но разной степенью истирания в процессе использования их человеком.
№1 – нет истирания, №2- средняя истёртость, №3- высокое истирание граней.

Такие знания человек приобретает только с опытом мануального мастерства. Знать только теорию и думать, что являешься экспертом, это всё равно, что прочитав правила дорожного движения говорить, что являешься водителем профессионалом. Так, например, опытным путём выяснилось, что в древности, эти камни имели на много большую влажность и пластичность, по этому, иногда можно видеть, что резец вминал под собой поверхность. Так же при попадании в огонь они не раскалывались, как сейчас, а оплавлялись. Облегчалась и резьба, и шлифовка таких камней. Предполагается, что это был период, когда океан только отступил и обнажил своё дно, полное россыпей камней различных цветов, мимо которых наши предки не смогли пройти равнодушно. Теперь же эти камни высохли и застыли и даже если мы очень захотим, то всё равно не сможем повторить или подделать эту обработку.

2. Другой ещё более важный навык, это умение хорошо рисовать, и понимать, как велико количество разных видов искусства.

Нужно уметь поставить себя на место художника и понять, для чего им, сделаны та, или иная грань или скол. Нужно хорошо знать анатомию и пропорции различных животных. Обязательно уметь в голове удерживать всю композицию и представлять её в готовом виде даже на начальном этапе создания. Умение вплести в природные линии свой замысел с родни создания кроссворда заранее заданной формы, только вместо слов используются рисунки. И умение это тоже, достигается только опытом и тренировками.

Пробовать разгадать, такой кроссворд сделанный древними и не иметь вышеперечисленных навыков, всё равно что, не зная китайского, пробовать прочитать их газету. Ведь, согласитесь что, не кому не придёт в голову назначить экспертом по письменности человека не умеющего писать, тогда почему экспертом по рисунку может стать человек, не умеющий рисовать?

3. И последний навык в этом списке, это знакомство с археологией и историей древних людей времён палеолита. Так как без любви и интереса к этому предмету, человек просто пройдёт мимо, даже не взглянув, ни на камнепись, ни на контекстовый материал. По этой причине привлекаемым к экспертизе художникам, необходимо преподавать вводный курс по археологии палеолита.

И только уникальное сочетание всех этих умений и навыков в одном человеке и позволят ему понять, расшифровать и стать экспертом в этом необычайно красивом виде древнего искусства, под названием камнепись.

Существует мнение, что якобы на камнях, как и в облаках можно увидеть всё что угодно, но это не так. Приведу пример: Вы открыли непрочитанную ещё книгу на случайно выбранной странице, выхватили из контекста несколько слов, например, «пошёл, увидел, убил». Вы готовы, по этим нескольким словам понять, о чём в рассказе идёт речь? А именно так и поступают приверженцы «теории облаков». И мы действительно можем только гадать, толи это детектив, а толи боевик, а может триллер?

Но когда мы прочитаем весь текст, то поймём, что в рассказе конкретно идёт речь о грибнике, который пошёл в лес, увидел и набрал корзину грибов и убил комара, который сел ему на нос. Точно по такому же принципу и расшифровываются изображения.

Сначала должны быть изучены все линии и сколы на камне, в отличии от облаков они не изменят своей формы, и когда все они подчинятся одному замыслу или сюжету, только тогда вы можете сказать, «всё, этот камень мною прочитан, я знаю что на нём нарисовано!». Да и к тому же камень, всегда для человека был легитимным носителем информации, таким же, как сегодня бумага. А вот с помощью облаков человек ни когда не передавал друг другу информацию.

Искусство палеолита.

Камнепись пока не датирована но, глубина залегания её образцов (до 10м) говорит о том, что они на много старше того, что учёные привыкли воспринимать, как искусство палеолита.

Вообще палеолит самый продолжительный и самый мало изученный период существования человечества (его начало датируют 2,5 млн. лет до нашей эры.)

Здесь я приведу примеры давно найденных и широко известных образцов, для того чтобы можно было настроится на стиль и особенность восприятия окружающего мира древним человеком.
Мамонты
Лошади
Коровы
Разные, в том числе неизвестные животные
Человек
Эти находки сделаны по всему миру и принадлежат разным культурам и периодам палеолита.

Я пока не буду приводить примеры расшифровки сложных камней, а начну с простых.

Российские и более древние камни с расшифровкой.

Орудие труда выполнено в виде листика дерева с изображением певчей птички на ветке. Камень подобран специально и имеет зелёный оттенок.
Изображение кабана. Также показаны и раздвоенные копыта. Этот приём характерная черта камнеписи и служит он для уточнения породы животного.
На примере этого камня видно, что и обратная сторона его тоже имеет изображение, что подтверждает рукотворное происхождение его формы.
На фигурке барана тоже прорисовано раздвоенное копыто. И кабан и баран изображены лежачими с подобранными под себя ногами, эта не классическая в нашем понимании поза, тоже усложняет прочтение этих камней.
Попробуйте представить, как бы художник изобразил эту лежащую овцу в камне, и было бы нам «сегодняшним» очевидно, что это за животное. Хотя образ нам её хорошо знаком, а древний мастер её вырезал бы с натуры?
И вот Вам показывают вот такой камень. Вы уверены, что не назовёте его игрой природы?

А ведь это фотография, где максимально точно передана информация об этом животном и в камне она примерно бы так и выглядела. И можно ли говорить с уверенностью, не зная предыстории, что взглянув, не всматриваясь, зритель поймёт, что изображено на картинке с лева? Да и вообще, поймёт ли что это изображение?

Но, субъективное восприятие, а точнее сказать не восприятие, некоторых индивидов, не уменьшает значения этой информации и возможности её точного прочтения. В общем, принцип такой же, как у любой письменности или языка. Для кого-то чужой язык, это «тарабарщина», а для людей одного культурного кода, это стройная и понятная информация.
А вот для сравнения наскальная живопись, где изображён, тот же вид барана. Чётко видно одинаковые пропорции рогов к телу и пологая спинка носа. У современных баранов, она с горбинкой.
Изображение медведя в наскальной живописи и в камнеписи.
Фигурка «Орла» сделана в достаточно реалистическом стиле
Слон
Есть и миниатюры. «Хищный зверь». Художник, акцентировал внимание на когтях и зубах, думаю и его силуэт, тоже был узнаваем современниками.
Изображение этой травоядной птицы ,назовём его «попугай» тоже понятно, но сам камень не прост, с другой стороны он так же весь изрисован.
А это та же птица «Попугай», но ещё маленькая и она изображена вместе с собакой, которая её не кусает, а облизывает языком, вероятно, она была приручена человеком. На то, что это одна и та же порода птицы указывает своеобразный вырез на верхней части хохолка.(обведён красным)
Самка с детёнышем, мамонты.
«Пингвин или баклан отрыгнул птенцу еду» Эта фигурка в этом положении стоит, как на подставке.
«Ослица» условное название этого животного и этот камень относится к сюжетной композиции самка с детёнышем. Так же есть и другие композиции: поедание одного животного другим, нападение одного на другого, взаимоотношения, сцены быта и охоты человека.
Изображения человека
На этом камне изображён мужчина наводящий порядок в своей причёске и у него височная косичка сплетена с усами.
Камень выполнен в том же стиле что и предыдущий. Здесь изображена женщина, снимающая с домашнего животного прицепившегося «паразита». У этого камня- инструмента хорошо видны истёртости на рабочих гранях.

Один камень - два лица.

Мужчина узнаётся по усам и височной косичке, у женщины прорисован гладкий подбородок.

Вот пример сложной композиции «Конь кабан и мамонт» как и в примере выше, показано круглое копыто коня и раздвоенное у кабана. Художник не случайно изобразил этих животных одного размера, для него они были одинаково важны и если у коня видна сбруя, то и остальные животные, тоже были им приручены.

На этой стороне валуна изображён «гигантский кролик» (название условное). Целью этого изображения и была передача внешнего вида и размера животного.

С задней стороны камень весь исчерчен линиями, и до конца не прочитан. Но что точно удалось понять из этого изображения так это то, что «гигантский кролик» был плотоядным животным.

А на этой стороне (сверху) изображён человек разделывающий камнем этого кролика, ну или снимающего с него шкуру. Рассматривая этот камень, приходишь к выводу, что это именно «повествовательный» камень, а не украшенное орудие труда, а значит термин «камнепись» вполне подходит этим находкам.

Пример типичного образца «камнеписи».

В этой части мы подробно разберём стилистику «камнеписи» на этом образце. Здесь изображён крольчонок. Надеюсь, у зрителя не возникнет проблем с узнаваемостью этого зверька образ, которого знаком нам всем с детства. Камню предана геометрическая «ромбовидная» форма, но острые углы были сточены. Цвет камня нежно бежевый, который напоминает кроличий мех.
Все высеченные линии просты и понятны и из них нельзя сложить изображение к примеру слона или птицы. Даже если у зрителя очень развито воображение.

Проверочным критерием является количество незадействованных в рисунке линий. Так если все они подтверждают одно и тоже изображение, а количество линий не входящих в рисунок минимально, то он считается «прочитанным». Если на камне помимо уже определённого изображения животного есть ещё линии, смысл которых не ясен, значит, камень до конца не прочитан и возможно, что мы ещё не поняли кто главный герой в этом сюжете.

В общем, принцип тот же, что и при работе с текстом клинописи. Каждый «клинышек» имеет свой смысл.

С этого ракурса изображение ещё более реалистично, хотя и очень стилизованно и издалека очень похоже на сидящего в траве кролика.

Здесь надо отметить, что практически у каждого камня есть один ракурс и одно расстояние, с которого он смотрится наиболее эффектно и понятно. Маленькие камни смотрятся оптимально с расстояния вытянутой руки, средние с расстояния в рост человека, а большие с нескольких метров. Каждый камень это один сюжет, даже если на нём изображены несколько персонажей.

На этом камне детально прорисована голова с глазами и ушами, а так же передняя лапа с маленькими коготками. Всё остальное схематично и не прорисовано. Корни этой традиции лежат в очень реалистичной срисовке сюжета из жизни (как в фотографии). Ведь у лежащей на поле коровы не видны ноги, а только голова и контур спины, а у сидящего в траве кролика не видно задних лап. Но художники всё равно, как бы уточняют зрителю породу животного и прорисовывают хотя бы одно копыто или лапу.

Вид сверху.

Теперь о технике обработки. Этот камень по структуре не очень плотный, но мелкозернистый и здесь видна комбинация техник резьбы, скалывания и процарапывания, а так же шлифовки.
Здесь показаны направления ударов. Сначала делались насечки (1.), затем камень поворачивался на 90 градусов и его скалывали, а точнее сказать срезали.

Обязательно, после нанесения резьбы камень шлифовался. Так древние мастера отделяли искусственно созданные сколы, от случайно полученных позднее. Хочется отметить, что визуально, шлифовка ручным способом, отличается по некоторым признакам от естественной «окатанности» прибоем и тоже может служить доказательством рукотворности формы.

Ниже на фотографии два камня изображающих одну и туже породу животного и теперь видно, где крольчонок, а где его «папа». Искать аналогичный сюжет это тоже один из способов уточнения информации на камнях. Этому животному дали название «Гигантский кролик». Предполагается, что цвет и размеры, как у реальных персонажей и вполне сопоставимы.

Изображение голов различных животных тоже является традиционным для этой культуры.

Животное напоминающее варана.

Собака. Размер головы сопоставим с размером современной собаки, такой как у «кавказской овчарки».

Основная проблема всех тех, кто не видит изображений или не верит в их существование, а значит и не пытается увидеть, это стереотип о том, что древние люди не были способны на такое высоко художественное творчество.

Возможно, где то так и было, но не у нас. А кто «зачесал всех под одну гребёнку» и произвёл на свет это утверждение? Это был человек, которому свойственно ошибаться, тем более вывод он этот сделал давно, на основании скудных по сравнению с сегодняшним днём знаний, а следовательно знания эти, очень сильно устарели и в свете новых открытий пришла пора их переосмыслить. И если бы человечество этого периодически не делало, то мы до сих пор бы верили, что солнце крутится вокруг земли, а та стоит на трёх китах.

И не надо забывать правило настоящего исследователя, которое гласит: Если теория противоречит фактам, то нужно отбросить теорию, а не факты.
Это пример некоторых часто используемых символов, с помощью которых древние люди передавали информацию на камнях. Как видно все линии достаточно простые, но узнаваемые. Как было сказано выше особенностью этого стиля являются прорисовка только отличительных черт животных и тех, на которых художник хотел с акцентировать внимание.

Вот так бы с помощью символов древние изобразили бы сюжет «крокодил ест осла».

А так бы выглядел сюжет «Ягнёнок лежит рядом с овцой». Согласитесь, что эти рисунки на бумаге вполне понятны, а всё потому, что такая форма подачи информации нам привычна и мы вполне могли бы угадывать и более сложные картинки.

А здесь, та же информация, но просто в другой форме. «Ягнёнок лежит рядом с овцой» выглядит в исполнении древнего человека.