Центр изучения камнеписи

Реконструкции изображений.

Чтобы понять древнее искусство камнеписи нужно представить мир,      в котором оно было рождено.

В этом мире нет прямых линий и геометрических форм. Человека окружают, бескрайние просторы живых и природных  форм и линий. А вместо ярких гладких однотонных поверхностей бесконечная палитра многообразия оттенков. Всё что человеку нужно для жизни скрывается и прячется в этом пёстром и многообразном,  окружающим его со всех сторон ландшафте. И самое первое знание, которое  он должен с детства в себя впитать, это умение находить и распознавать все типы животных и птиц, прячущихся в траве, воде,  кустах и лесах. Что бы выжить в этом мире ему нужно первому, ещё издалека по незначительному фрагменту тела, виднеющемуся из за листвы быстро определить хищник перед ним или добыча. И жизнь требует от него применение этого навыка с утра и до позднего вечера каждый день! А его искусство  - это  выражение его внутреннего мира.

      Когда смотришь на камнепись, то невольно задаёшь себе вопрос, ну почему не сделать ещё 3-4 линии и сюжет или изображённое животное было бы на много очевидней и понятней? А древние художники, как будто специально маскируют свои рисунки в фактуре камня. И самое логичное объяснение этой традиции такое:  так они тренировали свой взгляд и учили детей. И камнепись это в первую очередь «учебное пособие» выполненное на одном из самых долговечных носителей информации, на камне.

    Не секрет, что основным методом познания истории прошлых веков у археологов являются предположения и проведение аналогий с другими культурами. Именно с помощью такого метода сформулировано 80% всех наших знаний о палеолите. И если бы у египтологов спросили, что больше и точнее им дало знаний о быте людей времён фараонов, настенные фрески и барельефы или инструменты и предметы быта, то они однозначно подтвердили бы, что изображения полнее несут информацию о культуре и цивилизации. Таким образом, метод чтения камнеписи намного точнее и полнее, чем метод классической археологии. Хотя в идеале их, конечно же, нужно объединить.

Существует мнение и оно, на мой взгляд, небезосновательное, что камни, это иная форма жизни, так например, известно, что некоторые камни растут, другие движутся, есть те, которые лечат, так же существует много мифов и сказаний о том, что человек в древности мог разговаривать с камнем.

Можно по разному относиться к этой информации, но я скажу Вам  одно – Камни, не любят суеты и открывают свои секреты, только терпеливым.

 

Итак, версию археологов о жизни в среднем палеолите Вы уже знаете, а           теперь посмотрим, как всё было на самом деле…

 

 

Реконструкция изображения на камне  №011

во Всероссийском каталоге

Название: «Ребёнок в корзине»

Размер:80х50х50

Описание: Камень бело-серого и телесного цвета с тремя отпечатками окаменелых организмов. Гладко отшлифован. Снизу имеет площадку под установку, а сверху  отверстие для ношения на верёвке.

Сюжет: На этом камне изображён ребёнок, в возрасте предположительно 4-6 месяцев. Он сидит в корзине, которая обтянута шкурой с головы, какого-то хищного животного. В руке у ребёнка голова птицы, с хохолком  очевидно выполняющая роль игрушки.

Вид сверху. Отверстие создано из окаменевшего организма.

Вид спереди

Вид спереди с расшифровкой.

Увеличенный фрагмент  «голова птицы в руке» (перевёрнуто)

 Вид с боку.

Так выглядит этот сюжет нарисованным на  бумаге.

Вид сзади

Вид сзади. (Повёрнуто)

Исследователи задались вопросом, а почему корзина стилизована под хищное животное, да ещё такое которое, судя по размерам, может запросто проглотить такого ребёнка?  И так чему могла научить малыша эта хищная голова?

  1.  Знать своих врагов.

  2. Не бояться их и не впадать в ступор при их виде.

  3. Знать, что человек всё равно, сильнее.

Эта голова как бы говорила ему, что он в любой момент может оказаться в такой же пасти и этим самым приучала его быть начеку.

А представьте себе, что какой ни будь хищник, застал врасплох семейство? Будь эта корзина из пушистого кролика она бы привлекла бы к себе дополнительное ненужное внимание, а так у ребёнка появился шанс перевернуться и спрятаться в корзину по глубже, как в ракушку, показав незваному гостю «жуткую морду», подойти к которой,более мелкому хищнику не захочется.

Смоделированные пропорции взрослого человека, ребёнка и хищного зверя.

(Этому зверю будет посвящена отдельная реконструкция.)

 

Когда видишь такой осмысленный подход к бытовым мелочам, то перестаёшь удивляться сложности камнеписи, а наоборот начинаешь от неё ждать невероятных открытий…